Урок с использованием интерактивной доски "Млекопитающие"


Урок: Класс Млекопитающие, или Звери.

Цель урока: рассмотреть основные особенности млекопитающих, свидетельствующие о прогрессивном характере их организации.
Задачи:
1.     Образовательная
·        познакомить учащихся с общими признаками млекопитающих, позволившими им занять господствующее положение в природе
·        сформировать представление о внешнем и внутреннем строении зверей
·        расширить знания по систематике животных
2.      Воспитательная
               привить культуру труда
·        продолжить воспитание дисциплины во время самостоятельной работы
·        воспитание бережного отношения к живой природе
3.     Развивающая
·        развитие навыков работы с интерактивной доской
·        продолжить развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы
·        развитие у учащихся памяти и внимания
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: словесно – наглядный с элементами беседы, изложение нового материала учителем с использованием презентации, интерактивной доски.
Оборудование:  компьютер и мультимедийное оборудование, презентация урока, интерактивная доска.
Ход урока
№ п/п
Этап урока
Содержание этапа
Время
1
Организационный момент
Приветствие класса, отметка отсутствующих, сообщение темы
2 мин.
2
Объяснение нового материала
Изложение нового материала с использованием знаний учащихся
20 мин.
3
Закрепление
Проверить уровень усвоения нового материала
10 мин.
4
Сообщение домашнего задания
Разъяснение домашнего задания
3       мин.

 I. Организационный момент

II. Актуализация знаний
Ответьте на вопрос:
1. Какие классы животных  мы с вами изучили? Дети: птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
III. Изложение нового материала
Сегодня мы приступаем к изучению нового и последнего класса животных. Это млекопитающие, или звери. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (слайд 1)
На этом уроке вы узнаете: (слайд 2)
Итак, давайте внимательно посмотрим на фото представленных животных. (слайд 3, 4).


 Что мы можем сказать про них? Что общего среди них? На первый взгляд очень тяжело определить общие черты этих животных, т.к. это очень разнообразная и многочисленная группа животных, которая насчитывает 4,5 тысячи видов. Человек тоже относится к млекопитающим. Но мы можем определить, где обитают эти животные и как они передвигаются.
1.     Учащиеся записывают: обитают везде, населяют все среды жизни; передвижение: прыгают, летают, плавают, ходят, лазают.
А почему этих животных называют млекопитающими? (слайд 5)
 Дети: Они выкармливают своих детенышей молоком.
Перед нами сегодня стоит главная задача – выявить, почему эти животные заняли господствующее положение на земле и распространены повсеместно. Чтобы решить эту задачу нужно рассмотреть внешнее и внутреннее строение млекопитающих.
 Внешнее строение млекопитающих (слайд 6).
Тело животных этого класса состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей (как правило, пятипалых) и хвоста. Хвост и конечности у некоторых отрядов редуцированы или отсутствуют. У других зверей конечности превратились в крылья (летучие мыши), ласты (тюлени, киты). На голове у млекопитающих расположены ротовая полость и органы зрения, слуха, обоняния и вкуса. приподнято над землей. Ноги располагаются под туловищем, что способствует Большинство млекопитающих четырехногие  животные, их туловище совершенствованию передвижения по суше
На голове различают лицевой и черепной отделы. Спереди располагается ротовое отверстие, окруженное мягкими губами.
Снаружи млекопитающие покрыты сложно устроенной кожей.  На коже имеется шерстяной покров, окраска которого определяется пигментами и может быть одноцветной или разноцветной. Шерстяной покров играет важную роль в терморегуляции и состоит из волос разного типа: направляющих, пуховых, остевых, чувствительных (вибрисс). У некоторых  шерстяной покров сильно редуцирован или отсутствует. На некоторых участках тела вместо шерсти могут быть другие роговые образования: чешуйки, присоски, когти и ногти, мозоли, рога и копыта.
В коже также имеются многочисленные железы. Потовые железы имеют важное значение для терморегуляции и обмена веществ. Сальные железы смазывают кожу и шерсть, придавая им эластичность и защищая от влаги. Пахучие железы служат для обозначения территории, привлечения партнёра, обороны. Во многих случаях запах, исходящий от вещества железы, является главным опознавательным признаком для вида.
2.     Учащиеся записывают: наличие волосяного покрова, две пары пятипалых конечностей, расположенных под туловищем; в коже железы: потовые, сальные, пахучие, млечные); губы и веки с ресницами.
Скелет и мускулатура (слайд 7)
Скелет подразделяется на череп, позвоночник, пояса конечностей и кости самих конечностей. Череп защищает головной мозг. На челюстях находятся зубы: резцы, клыки, и коренные. Разные типы зубов выполняют различную функцию (так, клыки разрывают добычу, а коренные зубы измельчают и перетирают пищу). В течение жизни все зубы, кроме коренных, сменяются один или несколько раз. Первым шейным позвонком (атлантом) череп крепится к позвоночнику. У млекопитающих 7 шейных позвонков. Позвоночник обеспечивает гибкость тела. Рёбра образуют вместе с грудиной грудную клетку, защищающую сердце и лёгкие. Мускулатура развита хорошо. Большое количество различных по назначению мышц обеспечивает сложные движения млекопитающих.
3.     Учащиеся записывают: Подвижное соединение головы с туловищем; развита мускулатура; зубы: резцы, клыки и коренные.
Внутреннее строение млекопитающих (слайд 8)
Пищеварительная система
В ротовой полости млекопитающих помещаются язык и зубы. Языком звери определяют вкус пищи; его поверхность покрыта многочисленными сосочками, в которых заканчиваются вкусовые нервы. Язык перемешивает пищу во рту, смачивается слюной, выделяемой слюнными железами.
Так корова в сутки выделяет около 56 л. слюны, которая имеет огромное значение для смачивания грубой пищи.
Секрет щечных желез летучих мышей- наносимый на летательные перепонки, сохраняет их эластичность. Слюна вампиров, питающихся кровью, обладает антикоагулирующим свойством, т.е. предохраняет кровь от свертывания. Слюна некоторых землероек ядовита, вызывает смерть мыши через одну минуту. Все это говорит о филогенетической связи с рептилиями.
Под действием слюны начинается переваривание пищи (в сутки до 50 литров). Далее пищевой комок поступает в глотку, пищевод и желудок. У большинства мл-х желудок однокамерный, в стенках которого находятся железы, выделяющие пищеварительный сок. У жвачных животных (корова, овцы, лоси) желудок многокамерный.
Из желудка-в кишечник, где подвергается действию секретов пищевых желез, а так же соков печени и поджелудочной железы. Не переваренные остатки поступают в толстую кишку и через прямую и анальное отверстие наружу. Полость тела мл-х поделена на брюшную и грудную части плоской куполообразной мышцей- диафрагмой

 

Дыхательная система.
- Давайте выясним как и чем же дышат мл-е?
Млекопитающие дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания-легкие. Они отличаются большой разветвленностью бронхов, которые оканчиваются многочисленными  легочными  пузырьками оплетенными сетью капилляров.В гортани хорошо развиты голосовые связки(мл. издают различные звуки).
     Органы выделения – парные почки, находящиеся в брюшной полости. Мочеточниками они соединяются с мочевым пузырём; в нём накапливается моча. У зверей мочеполовое и анальное отверстия разделены; клоака имеется только у однопроходных.
4.     Записывают: Дышат легкими; появляется диафрагма, орган выделения – почки.
Кровеносная система (слайд 9)
Сердце обеспечивает быстрое снабжение тканей кислородом и питательными веществами. Благодаря совершенной системе кровообращения и шерстяному покрову млекопитающие способны поддерживать постоянную температуру тела: 36–38 °C. Обмен проходит энергично..
5.     Записывают: сердце 4-х камерное, два круга кровообращения, кровеносная система замкнутая; теплокровные.
 Нервная система высоко развита, особенно кора больших полушарий. Этим определяется сложное поведение  животных, особенно у дельфинов, собак. Хорошо развита память (запечатление ранних моментов, моментов счастья). Разделение обязанностей в прайдах львов.
6.     Записываем: высоко развита НС.
Размножение и развитие (слайд 10) Видеофрагмент
Раздельнополые организмы, которые чаще всего моногамны. Внутриутробное развитие, живорождение.
Развита забота о потомстве (поведенческие особенности не передаются по наследству, а прививаются матерью). Слайд 11.

 
Детёныши у большинства млекопитающих рождаются слепыми и даже иногда голыми. Самка ещё до родов строит гнездо, где могло бы находиться родившееся потомство. Она согревает детёнышей своим телом, вылизывает их и кормит. У других млекопитающих (например, некоторых копытных) детёныши рождаются полностью сформировавшимися и уже через несколько часов могут следовать за матерью. В этом случае она только кормит и охраняет их. Вообще, потомством, в основном, занимается мать, но у некоторых видов это делает отец. Инстинкт нередко даже заставляет родителей рисковать своей жизнью, чтобы спасти жизнь детёныша.
Молодняк любит играть, бороться, преследовать друг друга, прыгать и бегать. Всё это служит хорошей тренировкой и способствует выработке приёмов защиты и нападения, которые могут быть индивидуальными. Такие игры характерны только для млекопитающих.
7.     Записываем: Раздельнополые, живорождение, забота о потомстве.
IV. Закрепление: работа с карточками и интерактивной доской
(один человек около интерактивной доски, остальные в парах работают по карточкам)

Давайте попробуем определить смогли мы найти решение на главную задачу нашего рока: почему млекопитающие заняли господствующее положение в природе.
(слайд 12) Что знал, что узнал.
V. Домашнее задание (слайд 13)  

 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий